Задания к обязательной контрольной работе № 1 по учебной дисциплине
«Информационные технологии».
для гр. "в, ппа, ппу"
Выполняется по материалам раздела «Применение автоматизированной системы математических вычислений MathCad для решения прикладных задач».
Работа выполняется в электронном формате. Файлы работы сдать (скопировать по сети) не позднее, чем за 5 минут до окончания занятия.
Скопировать папку с работой («№группы_Фамилия_ОКР1») в папку на сетевом сервере: \\Aud27_0\ЛР-сдача (на рабочем столе создан ярлык к папке).
Уточните у преподавателя номер своего варианта и выберите его из списка:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Задача 1 (3 балла):
Определить следующую функцию y(x) = x2 - 2sin(x) и вывести ее таблицу значений на отрезке от -5 до 5 с шагом 0.5. Построить график функции.
Задача 2 (3 балла):
Определить следующую функцию y(a,b) с условиями сравнения и вывести таблицу ее значений для a от 0 до 5 с шагом 0.5 при b=2:
Задача 3 (4 баллов):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные:
Дан железный
проводник длиной
Задача 1 (3 балла):
Построить в одной системе координат графики следующих функций: f1(x) = cos(2x); f2(x) = cos(3x); f3(x) = f1(x) + f2(x)
Задача 2 (3 балла):
Задан закон движения тела как функция координаты (положения в метрах) от времени (в секундах). Значения So, Vo, a подобрать самостоятельно, как исходные данные. Найти уравнения скорости и ускорения движения тела как функции от времени. Определить положение, скорость и ускорение в момент времени t=1.2 с. Построить графики s(t), v(t), a(t).
Задача 3 (4 баллов):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные:
Какая сила тока создается в стартере автомобиля, если он включается на t с и в нем проходит заряд Q Кл? Построить график зависимости силы тока от заряда I(Q). Анимировать график для различных значений времени t.
Задача 1 (3 балла):
Определить следующую функцию:
вывести таблицу значений функции на отрезке от 0 до 10 с шагом 1. Построить ее график.
Задача 2 (3 балла):
Определить следующую функцию y(a,b):
Вывести таблицу ее значений для a от -1 до 1 с шагом 0.1 при b = -1.
Задача 3 (4 баллов):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные:
Конденсатор емкостью C мкФ заряжается до напряжения U В за t с. Каково среднее значение силы зарядного тока? Построить график зависимости среднего значения зарядного тока от емкости конденсатора I(C). Анимировать график для различных значений напряжения U.
Задача 1 (3 балла):
Вычислить:
для следующих наборов исходных данных: a) x = 2; n = 2; b) x = -2; n = 3; c) x = -28; n = 5.
Задача 2 (3 балла):
Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:
Задача 3 (4 баллов):
Для электрической цепи постоянного тока, заданной на рисунке, выполнить следующее:
- составить на основании законов Кирхгофа систему уравнений для определения токов во всех ветвях схемы;
- решить составленную систему двумя способами (матричным и блоком Given) в среде MathCad и сравнить полученные результаты;
- составить и проверить баланс мощностей для схемы.
Числовые параметры схемы:
E1, В | E2, В | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R4, Ом | R5, Ом | R6, Ом | r01, Ом | r02, Ом |
30 | 40 | 26 | 64 | 43 | 35 | 51 | 16 | 2 | 2 |
Задача 1 (3 балла):
Вычислить:
для следующих наборов исходных данных: a) x = 2; n = 2; b) x = -2; n = 3; c) x = -12; n = 30
Задача 2 (3 балла):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные:
Можно ли включить в сеть с напряжением 220 В реостаты, на которых написано: 1) 30 Ом, 5 А; 2) 2000 Ом, 0.2 А?
Задача 3 (4 баллов):
Для электрической цепи постоянного тока, заданной на рисунке, выполнить следующее:
- составить на основании законов Кирхгофа систему уравнений для определения токов во всех ветвях схемы;
- решить составленную систему двумя способами (матричным и блоком Given) в среде MathCad и сравнить полученные результаты;
- составить и проверить баланс мощностей для схемы.
Числовые параметры схемы:
E1, В | E2, В | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R4, Ом | R5, Ом | R6, Ом | r01, Ом | r02, Ом |
30 | 40 | 16 | 63 | 34 | 42 | 25 | 52 | 3 | 2 |
Задача 1 (3 балла):
Построить график функции, учитывая её область определения и точки разрыва:
Задача 2 (3 балла):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные:
Найти силу тока в
стальном проводнике длиной
Задача 3 (4 баллов):
К зажимам электрической цепи подключен источник синусоидального напряжения:
частотой f=50 Гц.
Числовые параметры схемы:
Um, В | ψU, ○ | R1, Ом | R2, Ом | L1, мГн | L2, мГн | С1, мкФ | С2, мкФ |
180 | 60 | 25 | 50 | 79.5 | 127.2 | 318 | 79.5 |
Выполнить следующее:
1) Начертить схему замещения электрической цепи (можно использовать программы КОМПАС, Word, Paint или др.) и вставить ее в свой документ MathCad.
2) Рассчитать реактивные сопротивления элементов цепи.
3) Определить действующие значения токов во всех ветвях цепи.
4) Записать уравнение мгновенного значения тока источника.
5) Составить и проверить баланс активных и реактивных мощностей.
Задача 1 (3 балла):
Построить график функции, учитывая её область определения и точки разрыва:
Задача 2 (3 балла):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные:
Цепь состоит из трех последовательно соединенных проводников, подключенных к источнику с напряжением 24 В. Сопротивление первого проводника 4 Ом, второго 6 Ом, и напряжение на концах третьего проводника 4 В. Найти силу тока в цепи, сопротивление третьего проводника и напряжения на концах первого и второго проводников.
Задача 3 (4 баллов):
К зажимам электрической цепи подключен источник синусоидального напряжения:
частотой f=50 Гц.
Числовые параметры схемы:
Um, В | ψU, ○ | R1, Ом | R2, Ом | L1, мГн | L2, мГн | С1, мкФ | С2, мкФ |
540 | -45 | 50 | 100 | 159 | 254.4 | 63.5 | 39.8 |
Выполнить следующее:
1) Начертить схему замещения электрической цепи (можно использовать программы КОМПАС, Word, Paint или др.) и вставить ее в свой документ MathCad.
2) Рассчитать реактивные сопротивления элементов цепи.
3) Определить действующие значения токов во всех ветвях цепи.
4) Записать уравнение мгновенного значения тока источника.
5) Составить и проверить баланс активных и реактивных мощностей.
Задача 1 (3 балла):
Построить графики функций в одной системе координат: f1(x) = 2sin(x); f2(x) = sin(2x); f3(x) = f1(x) + f2(x)
Задача 2 (3 балла):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные:
Электрическую лампу сопротивлением 240 Ом, рассчитанную на напряжение 120 В, надо питать от сети с напряжением 220 В. Какой длины нихромовый проводник сечением 0.55 мм2 надо включить последовательно с лампой?
Задача 3 (4 баллов):
К зажимам электрической цепи подключен источник синусоидального напряжения:
частотой f=50 Гц.
Числовые параметры схемы:
Um, В | ψU, ○ | R1, Ом | R2, Ом | L1, мГн | L2, мГн | С1, мкФ | С2, мкФ |
180 | 0 | 20 | 30 | 127.2 | 63.8 | 159 | 159 |
Выполнить следующее:
1) Начертить схему замещения электрической цепи (можно использовать программы Компас, Word, Paint или др.) и вставить ее в свой документ MathCad.
2) Рассчитать реактивные сопротивления элементов цепи.
3) Определить действующие значения токов во всех ветвях цепи.
4) Записать уравнение мгновенного значения тока источника.
5) Составить и проверить баланс активных и реактивных мощностей.
Задача 1 (3 балла):
Построить график функции, заданной параметрическими уравнениями: x(t) = a*cos(t); y(t) = b*sin(t)
Задача 2 (3 балла):
Функция задана уравнением в полярной системе координат R=f(a). Построить график этой функции в полярной и прямоугольной системах координат.
Задача 3 (4 баллов):
Задан закон изменения ускорения движения тела как функция от времени (м/с2):
a(t) = 2t - 1
Найти уравнения скорости движения и положения тела как функции от времени. Начальные условия: v(0)=2 м/c; s(0)=0 м. Определить положение, скорость и ускорение на отрезке времени t=[0;5] c шагом 1 с. Построить графики s(t), v(t), a(t). Решить задачу для нескольких значений k.
Задача 1 (3 балла):
Построить график поверхности:
Задача 2 (3 балла):
Заполнить квадратную матрицу 3-го порядка целыми случайными числами с диапазоном значений от -10 до 10. Вычислить:
- определитель матрицы;
- обратную матрицу;
- транспонированную матрицу;
- максимальный и минимальный элементы матрицы;
- среднее значение элементов матрицы;
- минимум между средними значениями 0-го и 2-го столбца;
- сумму элементов, стоящих на главной диагонали матрицы;
- максимальное значение в нижнем левом прямоугольнике матрицы, размером 2 х 2;
- отсортировать матрицу по элементам 2-й строки.
Задача 3 (4 баллов):
Найти уравнение зависимости заряда, протекающего через поперечное сечение проводника от времени q(t), если известна функциональная зависимость мгновенного значения тока в проводнике от времени i(t) (А):
Начальное условие: q(0) = 0. Определить значение q(t) при t=2 с. Построить графики q(t), i(t). Значение Im и w задать самостоятельно, как исходные данные.
Задача 1 (3 балла):
Построить график поверхности: z(x,y) = a*cos(b*x*y)
Задача 2 (3 балла):
Заполнить квадратную матрицу 5-го порядка целыми случайными числами с диапазоном значений от 0 до 100. Вычислить:
- определитель матрицы;
- обратную матрицу;
- транспонированную матрицу;
- разность между максимальным и минимальным элементами матрицы;
- среднее значение элементов матрицы;
- отношение средних значений 2-го и 3-го столбца;
- сумму элементов, стоящих на главной диагонали матрицы;
- минимальное значение в верхнем левом прямоугольнике матрицы, размером 2 х 2;
- отсортировать матрицу по элементам 0-го столбца.
Задача 3 (4 баллов):
Для электрической цепи постоянного тока, заданной на рисунке, выполнить следующее:
- составить на основании законов Кирхгофа систему уравнений для определения токов во всех ветвях схемы;
- решить составленную систему двумя способами (матричным и блоком Given) в среде MathCad и сравнить полученные результаты;
- составить и проверить баланс мощностей для схемы.
Числовые параметры схемы:
E1, В | E2, В | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R4, Ом | R5, Ом | R6, Ом | r01, Ом | r02, Ом |
20 | 30 | 54 | 43 | 32 | 26 | 51 | 15 | 2 | 2 |
Задача 1 (3 балла):
Определить 2 вектора V1 и V2 одинаковой размерности (значения элементов задать самостоятельно). Вычислить:
- скалярное произведение векторов;
- векторные произведения векторов;
- разность модулей векторов;
- сумму элементов двух векторов;
- разность между максимальным элементом вектора V2 и минимальным значением вектора V1;
- разность между средними значениями двух векторов;
- упорядочить элементы вектора V1 по возрастанию их значений;
- упорядочить элементы вектора V2 по убыванию их значений;
Задача 2 (3 балла):
Решить систему уравнений:
Задача 3 (4 баллов):
Найти уравнение зависимости работы электрического тока A(t), если известны функциональные зависимости мгновенных значений тока и напряжения от времени i(t), u(t). Определить значение A(t) при t=10 с. Построить графики A(t), i(t), u(t). Значения Im, Um, w и f задать самостоятельно, как исходные данные.
Задача 1 (3 балла):
Найти наименьший положительный корень уравнения x2 - 2sin(x) = 0 с точностью 10-4.
Задача 2 (3 балла):
Найти первую и вторую производные функции f(x). Построить графики функции f(x) и ее производных.
Задача 3 (4 баллов):
Найти уравнение зависимости мгновенного значения напряжения в генераторе переменного тока от времени u(t), если известна функциональная зависимость магнитного потока от времени Ф(t) и число витков в катушке генератора N=100. Определить значение u(t) при t=4 с. Построить графики Ф(t), u(t).
где B – магнитная индукция [Тл]; A – площадь витка в катушке генератора [м2]; w – угловая частота [c-1]. Значение этих величин задать самостоятельно, как исходные данные.
Задача 1 (3 балла):
Найти наименьший по модулю корень уравнения x3 - 2sin(3x) = 0 с точностью 10-6.
Задача 2 (3 балла):
Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:
Задача 3 (4 баллов):
Для электрической цепи постоянного тока, заданной на рисунке, выполнить следующее:
- составить на основании законов Кирхгофа систему уравнений для определения токов во всех ветвях схемы;
- решить составленную систему двумя способами (матричным и блоком Given) в среде MathCad и сравнить полученные результаты;
- составить и проверить баланс мощностей для схемы.
Числовые параметры схемы:
E1, В | E2, В | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R4, Ом | R5, Ом | R6, Ом | r01, Ом | r02, Ом |
50 | 30 | 53 | 34 | 24 | 18 | 25 | 42 | 1 | 1 |
Задача 1 (3 балла):
Найти значение производной функции f(x) на отрезке [1; 3] с шагом 0.5:
Задача 2 (3 балла):
Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:
Задача 3 (4 баллов):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные: На каком расстоянии друг от друга заряды Q1 Кл и Q2 Кл взаимодействуют с силой F н? Построить график зависимости расстояния от силы r(F). Анимировать график для различных значений заряда Q2.
Задача 1 (3 балла):
Найти наименьший по модулю корень уравнения f(x) = 0 с точностью 10-3.
Задача 2 (3 балла):
Найти заряд, протекающий через поперечное сечение проводника, если сила тока в проводнике является функцией времени i(t) от момента времени t1=0 до t2=3 с. Решить задачу для нескольких значений Im, w, f (задать самостоятельно).
Задача 3 (4 баллов):
К зажимам электрической цепи подключен источник синусоидального напряжения:
частотой f=50 Гц.
Числовые параметры схемы:
Um, В | ψU, ○ | R1, Ом | R2, Ом | L1, мГн | L2, мГн | С1, мкФ | С2, мкФ |
180 | 60 | 25 | 50 | 79.5 | 127.2 | 318 | 79.5 |
Выполнить следующее:
1) Начертить схему замещения электрической цепи (можно использовать программы Компас, Word, Paint или др.) и вставить ее в свой документ MathCad.
2) Рассчитать реактивные сопротивления элементов цепи.
3) Определить действующие значения токов во всех ветвях цепи.
4) Записать уравнение мгновенного значения тока источника.
5) Составить и проверить баланс активных и реактивных мощностей.
Задача 1 (3 балла):
Определить следующую функцию:
вывести таблицу значений функции на отрезке от -10 до 10 с шагом 0.5. Построить ее график.
Задача 2 (3 балла):
Найти уравнение зависимости мгновенного значения тока в проводнике от времени i(t), если известна функциональная зависимость заряда, протекающего через поперечное сечение проводника от времени q(t). Определить значение i(t) при t=3 с. Построить графики q(t), i(t).
Задача 3 (4 баллов):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные:
Какой заряд пройдет через стартер автомобиля, если он включается на t с и потребляет ток I А? Построить график зависимости заряда от силы тока Q(I). Анимировать график для различных значений времени t.
Задача 1 (3 балла):
Определить следующую функцию:
вывести таблицу значений функции на отрезке от -2 до 2 с шагом 0.2. Построить ее график.
Задача 2 (3 балла):
Определить следующую функцию y(a,b):
Вывести таблицу ее значений для a от -5 до 5 с шагом 0.5 при b=1 и построить график.
Задача 3 (4 баллов):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные:
Как долго проходит ток через стартер автомобиля, если он потребляет ток I А и при этом через него проходит заряд в Q Кл? Построить график зависимости времени от заряда t(Q). Анимировать график для различных значений силы тока I.
Задача 1 (3 балла):
Вычислить для следующих наборов исходных данных: a) x = 2; n = 2; b) x = -2; n = 3; c) x = 100; n = 10
Задача 2 (3 балла):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные:
Три проводника с сопротивлением 10, 20 и 30 Ом соединены параллельно. Напряжение на первом сопротивлении 20В. Определите силу тока на каждом сопротивлении и общее сопротивление данного участка цепи.
Задача 3 (4 баллов):
Для электрической цепи постоянного тока, заданной на рисунке, выполнить следующее:
- составить на основании законов Кирхгофа систему уравнений для определения токов во всех ветвях схемы;
- решить составленную систему двумя способами (матричным и блоком Given) в среде MathCad и сравнить полученные результаты;
- составить и проверить баланс мощностей для схемы.
Числовые параметры схемы:
E1, В | E2, В | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R4, Ом | R5, Ом | R6, Ом | r01, Ом | r02, Ом |
30 | 20 | 45 | 53 | 32 | 24 | 61 | 15 | 1 | 1 |
Задача 1 (3 балла):
Вычислить:
для нескольких наборов исходных данных: a) m = 2; n = 2; b) m = 2; n = 3; c) m = 2; n = 4
Задача 2 (3 балла):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные:
На каком расстоянии друг от друга заряды 1 мкКл и 10 нКл взаимодействуют с силой 9 мН?
Задача 3 (4 баллов):
Для электрической цепи постоянного тока, заданной на рисунке, выполнить следующее:
- составить на основании законов Кирхгофа систему уравнений для определения токов во всех ветвях схемы;
- решить составленную систему двумя способами (матричным и блоком Given) в среде MathCad и сравнить полученные результаты;
- составить и проверить баланс мощностей для схемы.
Числовые параметры схемы:
E1, В | E2, В | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R4, Ом | R5, Ом | R6, Ом | r01, Ом | r02, Ом |
20 | 30 | 64 | 43 | 31 | 25 | 52 | 14 | 1 | 2 |
Задача 1 (3 балла):
Вычислить:
для следующих наборов исходных данных: a) x = 2; n = 2; b) x = -2; n = 3; c) x = -20; n = 5
Задача 2 (3 балла):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные:
В некоторой точке электрического поля на заряд 2 нКл действует сила 0,4 мкН. Найти напряженность поля в этой точке.
Задача 3 (4 баллов):
Для электрической цепи постоянного тока, заданной на рисунке, выполнить следующее:
- составить на основании законов Кирхгофа систему уравнений для определения токов во всех ветвях схемы;
- решить составленную систему двумя способами (матричным и блоком Given) в среде MathCad и сравнить полученные результаты;
- составить и проверить баланс мощностей для схемы.
Числовые параметры схемы:
E1, В | E2, В | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R4, Ом | R5, Ом | R6, Ом | r01, Ом | r02, Ом |
30 | 20 | 54 | 42 | 23 | 31 | 16 | 51 | 1 | 2 |
Задача 1 (3 балла):
Построить график функции, учитывая её область определения и точки разрыва:
Задача 2 (3 балла):
Решить следующую физическую задачу, используя соответствующие размерные переменные:
Какую работу совершает электрическое поле при перемещении заряда 20 нКл из точки с потенциалом 700 В в точку с потенциалом 200 В?
Задача 3 (4 баллов):
К зажимам электрической цепи подключен источник синусоидального напряжения:
частотой f=50 Гц.
Числовые параметры схемы:
Um, В | ψU, ○ | R1, Ом | R2, Ом | L1, мГн | L2, мГн | С1, мкФ | С2, мкФ |
311 | 30 | 20 | 30 | 63.6 | 127.2 | 79.5 | 53 |
Выполнить следующее:
1) Начертить схему замещения электрической цепи (можно использовать программы Компас, Word, Paint или др.) и вставить ее в свой документ MathCad.
2) Рассчитать реактивные сопротивления элементов цепи.
3) Определить действующие значения токов во всех ветвях цепи.
4) Записать уравнение мгновенного значения тока источника.
5) Составить и проверить баланс активных и реактивных мощностей.
Задача 1 (3 балла):
Построить график функции и ее таблицу значений на отрезке [0; 2] с шагом 0.1:
Задача 2 (3 балла):
Функция задана уравнением в полярной системе координат R=f(a). Построить график этой функции в полярной и прямоугольной системах координат.
Задача 3 (4 баллов):
К зажимам электрической цепи подключен источник синусоидального напряжения:
частотой f=50 Гц.
Числовые параметры схемы:
Um, В | ψU, ○ | R1, Ом | R2, Ом | L1, мГн | L2, мГн | С1, мкФ | С2, мкФ |
320 | 90 | 40 | 60 | 127.2 | 190.8 | 39.8 | 53 |
Выполнить следующее:
1) Начертить схему замещения электрической цепи (можно использовать программы Компас, Word, Paint или др.) и вставить ее в свой документ MathCad.
2) Рассчитать реактивные сопротивления элементов цепи.
3) Определить действующие значения токов во всех ветвях цепи.
4) Записать уравнение мгновенного значения тока источника.
5) Составить и проверить баланс активных и реактивных мощностей.
Задача 1 (3 балла):
Построить график функции, заданной параметрическими уравнениями:
Задача 2 (3 балла):
Функция задана уравнением в полярной системе координат R=f(a). Построить график этой функции в полярной и прямоугольной системах координат.
Задача 3 (4 баллов):
Найти работу по перемещению тела вдоль оси X под действием силы F(x,t) из точки x1=0 в точку x2=5 м, направленной вдоль оси X за интервал времени от t1=2 с до t2=8 с.