Календарно-тематический план по учебному предмету «Физика»

на 2025-2026 учебный год

 

Количество часов:  106 = 53 (1 курс) + 53 (2 курс)

1 курс: учебные группы - 400, 401, 402, 403, 404.

2 курс: учебные группы - 395, 396, 397, 398, 399.

Преподаватель: Масюкевич Михаил Брониславович

Составлен на основе типовых учебных программ по учебному предмету «Физика» для X и XI классов учреждений общего среднего образования (базовый уровень), утвержденных 07.07.2023 Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 190

 

урока

400 401 402 403 404

Название темы

Тип урока

Домашнее

задание

10 класс (1-й курс)- 53 часа

Введение. Повторение (3 часа)

1

ОПБП в кабинете физики. Введение.

Формирование новых знаний

[4], §1-14

2

Повторение раздела "Механика".

Обобщения и систем. ЗУН

[4], §15-24

3

Тематическая контрольная работа №1. Механика.

Контроля и коррекции ЗУН

[4], §25-36

Раздел 1. Молекулярная физика (21 час)

Глава 1.1 Основы молекулярно-кинетической теории (МКТ) (13 часов)

урока

400 401 402 403 404

Название темы

Тип урока

Домашнее

задание

4

Анализ ТКР №1.

1.1.1 Основные положения МКТ.

Формирование новых знаний

[1], §1

5

         

1.1.2 Масса и размеры молекул. Количество вещества.

Формирование новых знаний

[1], §2 Упр. 1(1,2)

6

         

1.1.3 Макро- и микропараметры. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа.

Формирование новых знаний

[1], §3 Упр. 2(1,2)

7

         

1.1.4 Тепловое равновесие. Температура - мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

Формирование новых знаний

[1], §4 Упр. 3(1,2)

8

         

1.1.5 Уравнение состояния идеального газа. Изотермический, изобарный и изохорный процессы.

Формирование новых знаний

[1], §5-6 Упр. 4(1,2)

9

         

Лабораторная работа №1. «Изучение изотермического процесса».

Практического применения ЗУН

[1], ЛР №1 с. 238-240

10

         

Лабораторная работа №2. «Изучение изобарного процесса».

Практического применения ЗУН

[1], ЛР №2 с. 240-242

11

         

1.1.6 Строение и свойства твердых тел и жидкостей.

Формирование новых знаний

[1], §7-8

12

         

1.1.7 Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха.

Формирование новых знаний

[1], §9-10 Упр. 6(1,2)

13

Лабораторная работа №3. «Измерение относительной и абсолютной влажности воздуха».

Практического применения ЗУН

[1], ЛР №3, с. 242-244

14

Решение задач по гл. 1.1.

Комбинированное занятие

[1], §1-10 Упр. 6(3,4)

15

         

Тематическая контрольная работа №2. Основы МКТ.

Контроля и коррекции ЗУН

[1], §1-10

16

         

Анализ ТКР №2. Обобщение и систематизация знаний. Тест по главе 1.1.

Комбинированное занятие

Повторение главы 1.1

Глава 1.2 Основы термодинамики (8 часов)

урока

400 401 402 403 404

Название темы

Тип урока

Домашнее

задание

17

1.2.1 Термодинамическая система. Внутренняя энергия.

Формирование новых знаний [1], §11 Упр. 7(1,2)

18

1.2.2 Работа в термодинамике.

Формирование новых знаний [1], §12 Упр. 8(1,2)

19

1.2.3 Количество теплоты.

Формирование новых знаний [1], §13 Упр. 9(1,2)

20

1.2.4 Первый закон термодинамики.

Формирование новых знаний [1], §14 Упр. 10(1,2)

21

1.2.5 Принцип действия тепловых двигателей и их КПД. Экологические проблемы использования тепловых двигателей.

Формирование новых знаний [1], §15 Упр. 11(1,2)

22

Решение задач по разделу 1.

Комбинированное занятие

Подготовка к ОКР №1

23

Обязательная контрольная работа №1. Молекулярная физика.

Контроля и коррекции ЗУН [1], §1-15

24

Анализ ОКР №1. Обобщение и систематизация знаний.

Тест по главе 1.2.

Комбинированное занятие Повторение раздела 1.
Раздел 2. Электродинамика (29 часов)
Глава 2.1 Электростатика (10 часов)

урока

400 401 402 403 404

Название темы

Тип урока

Домашнее

задание

25

2.1.1 Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

Формирование новых знаний [1], §16 Упр. 12(1,2)

26

2.1.2 Взаимодействие точечных зарядов. Закон Кулона.

Формирование новых знаний [1], §17 Упр. 13(1,2) 

27

2.1.3 Электростатическое поле. Напряженность электростатического поля.

Формирование новых знаний [1], §18-20 Упр. 14(1,2)

28

Решение задач по предыдущим темам.

Комбинированное занятие [1], §16-20 Упр. 14(3,4)

29

2.1.4 Работа силы однородного электростатического поля. Потенциал.

Формирование новых знаний [1], §21 Упр. 15(1,2)

30

2.1.5 Разность потенциалов электростатического поля. Напряжение. Связь между напряжением и напряженностью однородного электростатического поля.

Формирование новых знаний [1], §22 Упр. 16(1,2)

31

2.1.6 Конденсаторы. Электроёмкость плоского конденсатора. Энергия электрического поля конденсатора.

Формирование новых знаний

[1], §23-24 Упр. 17(1,2)

32

Решение задач по гл. 2.1.

Комбинированное занятие [1], §21-24 с.160(1,2)

33

Тематическая контрольная работа №3. Электростатика.

Контроля и коррекции ЗУН

[1], §16-24

34

Анализ ТКР №3. Обобщение и систематизация знаний.

Тест по главе 2.1.

Комбинированное занятие

Повторение гл.2.1

Глава 2.2 Постоянный электрический ток (7 часов)

урока

400 401 402 403 404

Название темы

Тип урока

Домашнее

задание

35

2.2.1 Условия существования постоянного электрического тока. Сторонние силы. ЭДС источника тока.

Формирование новых знаний [1], §25

36

2.2.2 Закон Ома для полной электрической цепи. КПД источника тока.

Формирование новых знаний

[1], §26 Упр. 19(1,2)

37

Решение задач по гл. 2.2.

Комбинированное занятие

[1], §25-26 Упр. 19(3,4)

38

Построение и расчет простейших электрических схем.

Практического применения ЗУН [1], §25-26 Упр. 19(5,6)

39

Лабораторная работа №4. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Практического применения ЗУН

[1], ЛР №4 с. 245-249

40

Тематическая контрольная работа №4. Постоянный электрический ток.

Контроля и коррекции ЗУН

[1], §25-26

41

Анализ ТКР №4. Обобщение и систематизация знаний.

Тест по главе 2.2.

Комбинированное занятие Повторение главы 2.2
Глава 2.3 Магнитное поле. Электромагнитная индукция. (9 часов)

урока

400 401 402 403 404

Название темы

Тип урока

Домашнее

задание

42

2.3.1 Действие магнитного поля на проводник с током. Взаимодействие проводников с током.

Формирование новых знаний

[1], §27

43

2.3.2 Индукция магнитного поля. Линии индукции магнитного поля.

Формирование новых знаний

[1], §28 Упр. 20(1,2)

44

2.3.3 Сила Ампера. Принцип суперпозиции магнитных полей.

Формирование новых знаний

[1], §29 Упр. 21(1,2)

45

2.3.4 Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле.

Формирование новых знаний [1], §30 Упр. 22(1,2)

46

2.3.5 Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции.

Формирование новых знаний [1], §31-32 Упр. 23(1,2)

47

2.3.6 Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля катушки с током.

Формирование новых знаний [1], §33 Упр. 24(1,2)

48

Решение задач по разделу 2.

Комбинированное занятие Подготовка к ОКР №2

49

Обязательная контрольная работа №2. Электродинамика.

Контроля и коррекции ЗУН

[1], §27-33

50

Анализ ОКР №2. Обобщение и систематизация знаний.

Тест по главе 2.3.

Комбинированное занятие Повторение главы 2.3
Глава 2.4 Электрический ток в различных средах (3 часа)

урока

400 401 402 403 404

Название темы

Тип урока

Домашнее

задание

51

2.4.1 Электрический ток в металлах и электролитах.

Формирование новых знаний

[1], §34-35

52

2.4.2 Электрический ток в газах и полупроводниках.

Формирование новых знаний

[1], §36-37

53

Обобщение и систематизация знаний. Тест по главе 2.4.

Контроля и коррекции ЗУН

Повторение

главы 2.4

11 класс (2 курс)- 53 часа

Раздел 3. Колебания и волны (32 часа)

Глава 3.1 Механические колебания и волны (12 часов)

урока

395 396 397 398 399

Название темы

Тип урока

Домашнее

задание

54/1

ОПБП в кабинете физики. Повторение пройденного учебного материала.

Обобщение и систематизация знаний Повторение раздела 2.

55/2

3.1.1 Колебательное движение. Гармонические колебания.

Формирование новых знаний [2], §1 Упр. 1(1,2)

56/3

3.1.2 Пружинный и математический маятники.

Формирование новых знаний [2], §2 Упр. 2(1,2)

57/4

3.1.3 Превращение энергии при гармонических колебаниях.

Формирование новых знаний [2], §3 Упр. 3(1, 2)

58/5

3.1.4 Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

Формирование новых знаний [2], §4 Упр. 4(1, 2)

59/6

Лабораторная работа №5. «Изучение колебаний груза на нити».

Практического применения ЗУН [2], ЛР№1 с. 274-275

60/7

Лабораторная работа №6. «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника».

Практического применения ЗУН [2], ЛР №2 с. 275-276

61/8

Лабораторная работа №7. «Измерение жесткости пружины на основе закономерностей колебаний пружинного маятника».

Практического применения ЗУН [2], ЛР №3 с. 277-278

62/9

3.1.5 Распространение колебаний в упругой среде. Продольные и поперечные волны. Звуковые волны.

Формирование новых знаний [2], §5-6 Упр. 5(1,2)

63/10

Решение задач по гл. 3.1.

Комбинированное занятие [2], §4-6 Упр. 6(1,2)

64/11

Тематическая контрольная работа №5.

Механические колебания и волны.

Контроля и коррекции ЗУН

[2], §1-6

65/12

Анализ ТКР №5. Обобщение и систематизация знаний.

Тест по главе 3.1.

Комбинированное занятие Повторение Главы 3.1
Глава 3.2 Электромагнитные колебания и волны (8 часов)

урока

395 396 397 398 399

Название темы

Тип урока

Домашнее

задание

66/13

3.2.1 Колебательный контур.  Свободные электромагнитные колебания в контуре. Формула Томсона. Превращения энергии в колебательном контуре.

Формирование новых знаний [2], §7 Упр. 7(1,2)

67/14

3.2.2 Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный электрический ток.

Формирование новых знаний [2], §8 Упр. 8(1,2)

68/15

3.2.3 Преобразование переменного тока. Трансформатор.

Формирование новых знаний [2], §9 Упр. 8(3,4)

69/16

3.2.4 Производство, передача и потребление электрической энергии. Экологические проблемы производства и передачи электрической энергии.

Формирование новых знаний [2], §10-11

70/17

3.2.5 Электромагнитные волны и их свойства. Шкала электромагнитных волн.  Действие электромагнитного излучения на живые организмы.

Формирование новых знаний

[2], §12-13 Упр. 9(1,2)

71/18

Решение задач по гл. 3.2

Комбинированное занятие

[2], §7-13 Упр. 9(3,4)

72/19

Тематическая контрольная работа №6.

Электромагнитные колебания и волны.

Контроля и коррекции ЗУН

[2], §7-13

73/20

Анализ ТКР №6. Обобщение и систематизация знаний.

Тест по главе 3.2.

Комбинированное занятие Повторение главы 3.2
Глава 3.3 Оптика (11 часов)

урока

395 396 397 398 399

Название темы

Тип урока

Домашнее

задание

74/21

3.3.1 Электромагнитная природа света.  Скорость света.

Формирование новых знаний

[2], §14 Упр. 10(1,2)

75/22

3.3.2 Интерференция света.

Формирование новых знаний

[2], §15 Упр. 11(1,2)

76/23

3.3.3 Дифракция света. Дифракционная решетка.

Формирование новых знаний

[2], §16 Упр.12(1,2)

77/24

3.3.4 Закон преломления света. Показатель преломления света. Полное отражение.

Формирование новых знаний

[2], §19 Упр. 15(1,2)

78/25

3.3.5 Формула тонкой линзы. Оптические приборы.

Формирование новых знаний

[2], §21-23 Упр. 17(1,2)

79/26

Лабораторная работа №8. «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки».

Практического применения ЗУН

[2], ЛР№4 с. 278-279

80/27

Лабораторная работа №9. «Измерение показателя преломления стекла».

Практического применения ЗУН

[2], ЛР№5 с. 280-281

81/28

Лабораторная работа №10. «Изучение тонкой собирающей линзы».

Практического применения ЗУН

[2], ЛР№6 с. 282-283

82/29

Решение задач по гл. 3.3.

Комбинированное занятие

[2], §14-23 Упр. 17(3,4)

83/30

Тематическая контрольная работа №7. Оптика.

Контроля и коррекции ЗУН

[2], §14-23

84/31

Анализ ТКР №7. Обобщение и систематизация знаний.

Тест по главе 3.3.

Комбинированное занятие

Повторение главы 3.3

Глава 3.4 Основы специальной теории относительности (СТО) (1 час)
85/32

Постулаты СТО. Элементы релятивистской динамики. Взаимосвязь массы и энергии.

Формирование новых знаний

[2], §24-26 Упр. 18(1,2)

Раздел 4. Квантовая физика (21 час)
Глава 4.1 Фотоны. Действия света. (6 часов)

урока

395 396 397 398 399

Название темы

Тип урока

Домашнее

задание

86/33

4.1.1 Фотоэффект. Экспериментальные законы внешнего фотоэффекта. Квантовая гипотеза Планка.

Формирование новых знаний

[2], §27

87/34

4.1.2 Фотон. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Формирование новых знаний

[2], §28 Упр. 19(1,2)

88/35

4.1.3 Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм.

Формирование новых знаний

[2], §29 Упр. 19(3,4)

89/36

Решение задач по гл. 4.1.

Формирование новых знаний

[2], §27-29 Упр. 19(5,6)

90/37

Тематическая контрольная работа №8. Фотоны. Действия света.

Контроля и коррекции ЗУН

[2], §27-29

91/38

Анализ ТКР №8. Обобщение и систематизация знаний. Тест по главе 4.1.

Комбинированное занятие

Повторение главы 4.1

Глава 4.2 Физика атома. (6 часов)

урока

395 396 397 398 399

Название темы

Тип урока

Домашнее

задание

92/39

4.2.1 Явления, подтверждающие сложное строение атома.

Ядерная модель атома.

Формирование новых знаний

[2], §30

93/40

4.2.2 Квантовые постулаты Бора.

Формирование новых знаний

[2], §31 Упр. 21(1,2)

94/41

4.2.3 Излучение и поглощение света атомом.

Спектры испускания и поглощения.

Формирование новых знаний

[2], §32 Упр.20(3,4)

95/42

4.2.4 Спонтанное и индуцированное излучение. Лазеры.

Формирование новых знаний

[2], §33-34

96/43

Тематическая контрольная работа №9. Физика атома.

Контроля и коррекции ЗУН

[2], §30-34

97/44

Анализ ТКР №9. Обобщение и систематизация знаний. Тест по главе 4.2.

Комбинированное занятие

Повторение главы 4.2

Глава 4.3 Ядерная физика и элементарные частицы (9 часов)

урока

395 396 397 398 399

Название темы

Тип урока

Домашнее

задание

98/45

4.3.1 Протонно-нейтронная модель строения ядра атома.

Формирование новых знаний

[2], §35 Упр. 21(1,2)

99/46

4.3.2 Ядерные реакции. Законы сохранения в ядерных реакциях. 

Энергия связи ядра атома.

Формирование новых знаний

[2], §36-37

Упр. 22(1), Упр. 23 (1)

100/47

4.3.3 Радиоактивность. Закон радиоактивного распада.

Формирование новых знаний

[2], §38-39

Упр. 24(1), 25(1)

101/48

4.3.4 Деление тяжелых ядер. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Реакции ядерного синтеза.

Формирование новых знаний

[2], §40-42 Упр. 26(а,б)

102/49

4.3.5 Ионизирующие излучения. Элементы дозиметрии.

Формирование новых знаний

[2], §43

103/50

4.3.6 Элементарные частицы и их взаимодействия.

Формирование новых знаний

[2], §44

Подготовка к ОКР №3

104/51

Обязательная контрольная работа №3. Квантовая физика.

Контроля и коррекции ЗУН

[2], §35-44

105/52

Анализ ОКР №3. Обобщение и систематизация знаний. Тест по главе 4.3.

Комбинированное занятие

Повторение главы 4.3

106/53

4.3.7 Современная естественнонаучная картина мира.

Обобщения и систем. ЗУН

[2], §45

 

 

Учебные пособия:

№ п/п

Название

Автор

Издательство, год издания

1

Физика 10

Е.В. Громыко (и др.)

Минск, «Адукацыя i выхаванне», 2019 г.

2

Физика 11

В.В. Жилко, Л.Г. Маркович

Минск: «Народная асвета», 2021

3

Сборник задач по физике 10-11 классы

В.В. Жилко, Л.Г. Маркович

Минск, «Аверсэв», 2012 г.

4

Физика 9

Л.А. Исаченкова, А.А. Сокольский, Е.В. Захаревич

Минск, «Народная асвета», 2019 г.

5

Веб-сайт «Образовательный портал преподавателя Масюкевича М.Б.», Физика: разделы «1. Молекулярная физика», «2. Электродинамика», «3. Колебания и волны», «4. Квантовая физика»

М.Б. Масюкевич

https://oplk.ucoz.com, 2003-2024

6

Сборник задач по физике 10 класс

В.В. Дорофейчик, О.Н. Белая

Минск: Национальный институт образования, 2022

7

Сборник задач по физике 11 класс

В.В. Дорофейчик, М.А. Силенков

Минск: Национальный институт образования, 2023