Календарно-тематический план по учебному предмету «Астрономия»
на 2025-2026 учебный год
Количество часов: 32
2 курс: учебные группы № 395, 396, 397, 398, 399 (2-е полугодие)
Преподаватель: Масюкевич Михаил Брониславович
Составлен на основе типовой учебной программы по учебному предмету «Астрономия» для XI классов учреждений общего среднего образования (базовый уровень), утвержденной 07.07.2023 Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 190
|
№ урока |
395 | 396 | 397 | 398 | 399 |
Название темы |
Тип урока |
Домашнее задание |
|
| Раздел 1. Введение (1 час) | |||||||||
| 1 |
ОПБП в кабинете физики и астрономии. 1.1 Предмет астрономии. |
Формирование новых знаний |
[1], §1 |
||||||
| Раздел 2. Основы практической астрономии (6 часов) | |||||||||
| 2 |
2.1 Звездное небо. Небесные координаты. |
Формирование новых знаний |
[1], §2-3 |
||||||
| 3 |
2.2 Определение географической широты. |
Формирование новых знаний |
[1], §4 |
||||||
| 4 |
2.3 Измерение времени. Определение географической долготы. |
Формирование новых знаний |
[1], §5 |
||||||
| 5 |
Практическая работа №1. «Звездное небо. Небесная сфера. Небесные координаты». |
Практического применения знаний и умений |
[1], §2-3 |
||||||
| 6 |
Практическая работа №2. «Определение географической широты и долготы». |
Практического применения знаний и умений |
[1], §4-5 |
||||||
| 7 |
Обобщение и систематизация знаний. Тест по разделам 1-2. |
Контроля и коррекции знаний и умений |
Повторение разд. 1-2 |
||||||
| Раздел 3. Движение небесных тел (5 часов) | |||||||||
|
№ урока |
395 | 396 | 397 | 398 | 399 |
Название темы |
Тип урока |
Домашнее задание |
|
| 8 |
3.1 Гелиоцентрическая система мира Коперника. Видимое движение Солнца и Луны. Затмения. |
Формирование новых знаний |
[1], §6-7 |
||||||
| 9 |
3.2 Законы Кеплера. Закон всемирного
тяготения Ньютона. |
Формирование новых знаний |
[1], §8-9 |
||||||
| 10 |
3.3 Определение размеров небесных тел и расстояний до них в Солнечной системе. Движение космических аппаратов. |
Формирование новых знаний |
[1], §10-11 |
||||||
| 11 |
Практическая работа №3. «Применение законов Кеплера и Ньютона». |
Практического применения знаний и умений |
[1], §6-11 |
||||||
| 12 |
Обобщение и систематизация знаний. Выполнение контрольного теста по разделу 3. |
Контроля и коррекции знаний и умений |
Повторение раздела 3 |
||||||
| Раздел 4. Сравнительная планетология (5 часов) | |||||||||
|
№ урока |
395 | 396 | 397 | 398 | 399 |
Название темы |
Тип урока |
Домашнее задание |
|
| 13 |
4.1 Общие характеристики планет. Происхождение Солнечной системы. |
Формирование новых знаний |
[1], §12 |
||||||
| 14 |
4.2 Планеты земной группы. |
Формирование новых знаний |
[1], §13 |
||||||
| 15 |
4.3 Планеты-гиганты. |
Формирование новых знаний |
[1], §14 |
||||||
| 16 |
4.4 Луна. Спутники планет. Карликовые планеты и малые тела Солнечной системы. |
Формирование новых знаний |
[1], §15-16 |
||||||
| 17 |
Обобщение и систематизация знаний. Тест по разделу 4. |
Контроля и коррекции знаний и умений |
Повторение раздела 4 |
||||||
| Раздел 5. Методы исследования небесных тел (2 часа) | |||||||||
|
№ урока |
395 | 396 | 397 | 398 | 399 |
Название темы |
Тип урока |
Домашнее задание |
|
| 18 |
5.1 Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Спектральный анализ в астрономии. |
Формирование новых знаний |
[1], §17-18 |
||||||
| 19 |
Обобщение и систематизация знаний. Тест по разделу 5. |
Контроля и коррекции |
Повторение раздела 5 |
||||||
| Раздел 6. Солнце - дневная звезда (2 часа) | |||||||||
|
№ урока |
395 | 396 | 397 | 398 | 399 |
Название темы |
Тип урока |
Домашнее задание |
|
| 20 |
6.1 Солнце как звезда. Строение солнечной атмосферы. Влияние Солнца на жизнь Земли. |
Формирование новых знаний |
[1], §19-21 |
||||||
| 21 |
Обобщение и систематизация знаний. Тест по разделу 6. |
Контроля и коррекции |
Повторение раздела 6 |
||||||
| Раздел 7. Звезды (5 часов) | |||||||||
|
№ урока |
395 | 396 | 397 | 398 | 399 |
Название темы |
Тип урока |
Домашнее задание |
|
| 22 |
7.1 Основные характеристики звезд. Светимость. |
Формирование новых знаний |
[1], §22 |
||||||
| 23 |
7.2 Температура и размеры звезд. |
Формирование новых знаний |
[1], §23 |
||||||
| 24 |
7.3 Двойные звезды. Масса звезд. |
Формирование новых знаний |
[1], §24 |
||||||
| 25 |
7.4 Эволюция звезд. Нестационарные звезды. |
Формирование новых знаний |
[1], §25,26 |
||||||
| 26 |
Обобщение и систематизация знаний. Тест по разделу 7. |
Контроля и коррекции |
Повторение раздела 7 |
||||||
| Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной (6 часов) | |||||||||
|
№ урока |
395 | 396 | 397 | 398 | 399 |
Название темы |
Тип урока |
Домашнее задание |
|
| 27 |
8.1 Наша Галактика. |
Формирование новых знаний |
[1], §27 |
||||||
| 28 |
8.2 Межзвёздная среда. Звездные системы - галактики. |
Формирование новых знаний |
[1], §28-29 |
||||||
| 29 |
8.3 Расширяющаяся Вселенная. Жизнь и разум во Вселенной. |
Формирование новых знаний |
[1], §30-31 Подготовка к ОКР №1 |
||||||
| 30 |
Обязательная контрольная работа №1. (Итоговый контрольный тест по всему курсу). |
Контроля и коррекции знаний и умений |
[1], §27-31 |
||||||
| 31 |
Анализ ОКР №1. Обобщение и систематизация знаний. Тест по разделу 8. |
Комбинированное занятие |
Повторение раздела 8 |
||||||
| 32 |
Повторение и обобщение учебного материала всего курса Астрономии. |
Обобщение и систематизация знаний |
Повторение всего курса |
||||||
Учебные пособия:
1. И.В. Галузо, В.А. Голубев, А.А. Шимбалёв «Астрономия 11». Минск: «Народная асвета», 2021.
2. И.В. Галузо, В.А. Голубев, А.А. Шимбалёв «Астрономия 11. Практические работы и тематические задания». Минск: «Народная асвета», 2015.