Физика, 2-й курс. План урока № 7.

 

Тема 3.3.3: Формула тонкой линзы. Оптические приборы.

Тип: Формирование новых знаний.

Цель: Сформировать знания по теме урока.

 

Ход урока:

1. Приветствие, ответы на вопросы уч-ся., актуализация знаний (вопросы по предыдущей теме).

2. Записать тему урока, краткое введение (...).

3. Просмотреть Видео-урок "Формула тонкой линзы" (12 мин 48 с)

4. Линза — деталь из прозрачного однородного материала, имеющая две преломляющие полированные поверхности (примеры на рис. 80 учебника).

5. Фокус линзы (F) - точка на главной оптической оси, в которой пересекаются после преломления лучи, падающие на линзу параллельно главной оптической оси. У любой линзы - два фокуса.

6. Величина, обратная фокусному расстоянию линзы,  называется ее оптической силой: D = 1/F. Единица оптической силы — 1 диоптрия (1 дптр). 1 дптр соответствует оптической силе линзы с фокусным расстоянием F = 1 м: 1 дптр = 1 м −1.

7. Линза считается тонкой, если ее толщина в центре намного меньше радиусов ограничивающих ее поверхностей.

8.  Условия, при одновременном выполнении которых линза является собирающей: - толщина в центре больше толщины у краев; - ее показатель преломления больше показателя преломления окружающей среды. При невыполнении одного из этих условий линза является рассеивающей. (рис. 81)

9.  Формула тонкой линзы: 1/F = 1/d + 1/f,  где F -  фокусное расстояние линзы; d -  расстояние от предмета до линзы; f -  расстояние от линзы до изображения.
10. Линейным увеличением Γ называется отношение линейного размера изображения h′ к линейному размеру предмета h: Г = h′/h = f/d.

11. Правило знаков: для собирающей линзы, действительного источника и действительного изображения величины F, d, f считают положительными. Для рассеивающей линзы, мнимого источника и мнимого изображения величины F, d, f считают отрицательными.

12.  Оптическая сила D системы тонких линз: D = D1 + D2 + ... + Dn.

13. Если хватит времени, просмотреть Видео-урок "Геометрическая оптика и оптические приборы" (7 мин 29 с)

14. Примеры решения задач.
 

 

Домашнее задание: [1], §17-19; Упр. 16(1,2).