Физика, 2-й курс. План урока № 3.

 

Тема: Интерференция и дифракция света. Дифракционная решетка.

Тип: Формирование новых знаний.

Цель: Сформировать новые знания по теме урока.

 

Ход урока:

1. Приветствие, ответы на вопросы уч-ся., актуализация знаний (вопросы по предыдущей теме).

2. Записать тему урока (краткое введение - волновые свойства света).

3. Просмотр видео-фрагмента "Интерференция света". По ходу просмотра делать паузу и записывать основные определения, формулы.

4. Интерференция - это явление возникновения устойчивой во времени картины чередующихся максимумов и минимумов амплитуд результирующей волны при сложении двух (или нескольких) когерентных волн (волны одинаковых частот, разность фаз колебаний которых в данной точке пространства не изменяется с течением времени).

5. Разность фаз: Δφ = 2πΔd / λ,  Δd - геометрическая разность хода.

6. Оптическая разность хода: δ = n1d1 - n2d2 = c(d1/v1 - d2/v2).

7. Условие максимума интерференции: δ = mλ, m = 0, ±1, ±2, ...

8. Условие минимума интерференции: δ = (2m+1)λ/2, m = 0, ±1, ±2, ...

9. Просмотр видео-фрагмента "Дифракция света". По ходу просмотра делать паузу и записывать основные определения, формулы.

10. Дифракция - это явление огибания волнами препятствий, которое проявляется в отклонении направления распространения волн от прямолинейного.

11. Дифракционная решетка - это оптический прибор, предназначенный для точного измерения длин волн и анализа состава света.

12. Условие возникновения главных дифракционных максимумов, наблюдаемых под углами θ: dsin(θ) = mλ,  m = 0, ±1, ±2, … — порядок максимума, или порядок спектра, λ — длина волны падающего излучения, d - период дифракционной решетки.

 

Домашнее задание: [1], §13 - 14 (стр. 86 - 102). Упр. 11 (1); 12 (1).