Обязательная контрольная работа №2 по учебным дисциплинам:

·      «Программирование микропроцессорных систем» (гр. "в").

·      «Программирование» (гр. "ппа, ппу").

 

Работа выполняются по следующим темам раздела «Основы программирования в среде Delphi»:

 

Работа выполняется в электронном формате.

Папку с работой №группы_Фамилия_ОКР1 скопировать по сети в папку \\Server_uch\_БУФЕР\_Aud_27 (на рабочем столе создан ярлык к папке "_ЛР-сдача") не позднее, чем за 5 минут до окончания занятия.

 

Пример оформления текстового файла контрольной работы.

 

Уточните у преподавателя номер своего варианта и выберите его из списка:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

 


Вариант 1.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие строки и символа в программировании. Описание переменных строкового и символьного типа в программе. Основные операции над переменными строкового и символьного типа.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Дана строка. Проверить, является ли она целым числом.

 

Уровень II (4 балла).

Дана строка, состоящая из букв и цифр. Вычислить сумму цифр, входящих в строку.

 

Уровень III (6 баллов).

Определить принадлежит ли точка с координатами (x, y) прямоугольнику с левой верхней вершиной (x1;y1) и правой нижней (x2;y2). Сделать соответствующий чертеж на форме. 

Вариант 2.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Основные процедуры и функции для обработки строк. Примеры алгоритмов обработки строк.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Дана строка, состоящая из букв и цифр. Преобразовать строку, оставив в ней только цифры.

 

Уровень II (4 балла).

В электрическую цепь включены пять сопротивлений: R1, R2, R3, R4, R5, причем сопротивления R1, R2, R3 соединены параллельно. Найти общее сопротивление цепи. Нарисовать на форме соответствующую электрическую схему.

 

Уровень III (6 баллов).

Составить программу, которая определяет, принадлежит ли точка с заданными координатами (x, y) заштрихованной области (включая границы) координатной плоскости. Выполнить программно соответствующий чертеж на форме.

Вариант 3.

 1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие множества. Назначение множеств в программировании. Описание переменных типа множество.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Дан текст (массив строк) в котором слова разделены одним, или несколькими пробелами. Составить программу, которая определяет количество слов в каждой строке.

 

Уровень II (4 балла).

Построить график функции y(x) = 2x2 - 3x + 1. Определить ее максимальное и минимальное значение на отрезке [a; b].

 

Уровень III (6 баллов).

Исходная строка текста состоит из слов, разделенных одним или несколькими пробелами, подсчитать количество слов в строке, определить самое короткое и самое длинное слово.

Вариант 4.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Операции над множествами. Примеры работы с множествами.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Составить программу, которая заменяет в строке малые буквы (строчные) на большие (прописные). 

 

Уровень II (4 балла).

Задана строка текста на русском языке. Выписать все гласные буквы (заглавными, в том же порядке, как они следуют в строке, не повторяясь), которые входят в данный текст. Пример - Исходная строка: "А решу ка я эту задачу сам!" => Результат: "АЕУЯЭ".

 

Уровень III (6 баллов).

Разработать приложение, которое позволяет:

Материал

Ед.измерения

Количество

Цена ед., руб.

Сумма, руб.

Краска

л

3

9500

= (вычисляется)

...

 

 

 

 

 

Вариант 5.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие записи. Описание переменных типа запись. Операции над записями.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Построить график функции:

Уровень II (4 балла).

Дан прямоугольный массив чисел A (из n строк и m столбцов) со значением элементов от 0 до 255 (заполнить случайными числами). Из массива выбираются два любые столбца. Построить линейный массив B, состоящий из чисел, которые входят и в 1-й, и во 2-й выбранный столбец.

 

Уровень III (6 баллов).

Разработать приложение, которое позволяет:

№ п/п

Товар

Ед. изм.

Количество

Цена ед., руб.

Сумма, руб.

1

Печенье "Василёк"

кг

32

2400

= (вычисляется)

...

 

 

 

 

 

 

Вариант 6.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие файла в программировании. Описание файловых переменных. Типы файлов.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Построить график функции:

Уровень II (4 балла).

Задан прямоугольный массив. Отобразить элементы заданного столбца на гистограмме.

 

Уровень III (6 баллов).

Фраза "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" используется для запоминания последовательности цветовых оттенков радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Составить программу, в которой вводятся три слова, представляющие разные цвета радуги, и выводит их на экран в том порядке, в каком они должны быть расположены в описанной выше цветовой гамме. Например, введены слова желтый, красный и синий. На экран их следует вывести в "правильном" порядке — красный, желтый, синий.

Вариант 7.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Стандартные процедуры и функции для работы с файлами.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Построить график функции:

Уровень II (4 балла).

Составить программу, которая запрашивает у пользователя N фамилий, сортирует их по алфавиту и выводит отсортированный список.

 

Уровень III (6 баллов).

Разработать приложение, которое позволяет:

Номер автомобиля

Марка

Расход, л на 100 км

Пробег, км

Расход, л

15-45 ГКЛ

ГАЗ-53

9

420

= (вычисляется)

...

 

 

 

 

 

Вариант 8.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Назначение и основные свойства компонентов TOpenDialog и TSaveDialog.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Дана строка текста. Определить в ней суммарное количество буква "а" и "А".

 

Уровень II (4 балла).

Отобразить элементы линейного массива на гистограмме.

 

Уровень III (6 баллов).

Выполнить преобразование вещественного числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.

Вариант 9.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие мультимедиа-приложения. Компонент MediaPlayer и его использование для воспроизведения звуковых и видео файлов.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Задана строка текста на русском языке. Выписать все гласные буквы (прописными, в алфавитном порядке, не повторяясь), которые входят в данный текст. Пример - Исходная строка: "А решу ка я эту задачу сам!" => Результат: "аеуэя".

 

 Уровень II (4 балла).

Задан прямоугольный массив. Отобразить элементы заданной строки на круговой диаграмме.

 

Уровень III (6 баллов).

Дана таблица экспериментальных данных - в первом столбце значение задаваемой силы тока i, во втором значение полученного напряжения U в некоторой электрической цепи. Построить график зависимости U(i) по экспериментальным данным.

Вариант 10.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Проектирование главного и локального меню в приложении.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Разработать приложение для осуществления простейшей анимации путем периодического изменения отображаемой картинки в компонентах Image. (Количество картинок не менее трех, картинки подобрать самостоятельно).

 

Уровень II (4 балла).

Отобразить элементы линейного массива на круговой диаграмме.

 

Уровень III (6 баллов).

Дана строка, состоящая из слов, разделенных одним, или несколькими пробелами. Определить и выписать самое длинное слово.

Вариант 11.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Проектирование панели инструментов и строки состояния в приложении.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Построить график функции:

Уровень II (4 балла).

Построить график функции, заданной параметрически (астроида):

x(t) = a * cos3 t

y(t) =a * sin3 t

Уровень III (6 баллов).

Составить программу, которая позволяет:

·        создать файл с данными следующей структуры: "ФИО", "Телефон", "Адрес";

·        открыть ранее созданный файл, отобразить данные на форме, с возможностью их редактирования и сохранения:

·        отыскать адрес абонента по заданному номеру телефона.

Вариант 12.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Отображение на форме графических и текстовых файлов.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Проверить, является ли заданное слово палиндромом, т.е. читается одинаково слева направо и справа налево.

 

Уровень II (4 балла).

Построить график функции, заданной уравнением в полярной системе координат (улитка Паскаля): R(f) = a * cos(f) + b.

 

Уровень III (6 баллов).

Составить программу, которая позволяет:

·        создать на диске текстовый файл;

·        открыть для редактирования созданный ранее текстовый  файл, при этом на диске создается его резервная копия (расширение файла - bak);

·        сохранить отредактированный файл.

Вариант 13.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Стандартные процедуры и функции для работы с файлами.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Дана строка-предложение на русском языке. Определить суммарное количество содержащихся в строке знаков (не букв, цифр и пробелов).

 

Уровень II (4 балла).

Составить программу, которая программно (с использованием объекта Canvas) рисует на экране мишень (n окружностей с общим центром и равномерно изменяющимся радиусом).

 

Уровень III (6 баллов).

Придумать и нарисовать рисунок из компонентов Shape. Программно изменяя положение, размер или цвет компонентов Shape в рисунке осуществить элементы простейшей анимации. Отдельные элементы изображения можно отобразить при помощи компонента Image.

Вариант 14.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие файла в программировании. Описание файловых переменных. Типы файлов.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Дана строка, состоящая из букв и цифр. Определить суммарное количество содержащихся в строке цифр.

 

Уровень II (4 балла).

Составить программу расчёта таблицы значений функции y(x) = ax4 + bx3 + c и построить ее график при изменении x от x0 до xn с шагом dx.

 

Уровень III (6 баллов).

Составить программу, в которой осуществляется движение графического объекта в пределах формы. Вид объекта – кружок. Траектория движения – синусоида.

Вариант 15.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие записи. Описание переменных типа запись. Операции над записями.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Задана строка текста, заменить в ней все прописные буквы (большие) на строчные (малые).

 

Уровень II (4 балла).

Заданы массивы A и B целых чисел со значением элементов от 0 до 255. Построить массив C, состоящий из тех чисел, которые есть в A, но нет в B.

 

Уровень III (6 баллов).

Прочитать из текстового файла in.txt массив целых чисел A, отобразить его в таблице на форме. Построить массив B из четных элементов массива A. Массив B отобразить на форме в таблице и записать в текстовый файл out.txt. Файл исходных данных подготовить самостоятельно в редакторе "Блокнот".

Вариант 16.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие мультимедиа-приложения. Компонент MediaPlayer и его использование для воспроизведения звуковых и видео файлов.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Даны два множества чисел A и B. Построить и вывести объединение этих множеств.

 

 Уровень II (4 балла).

Составить программу для перевода целого числа из 10-й системы счисления в 8-ю.

 

Уровень III (6 баллов).

Составить программу, которая программным способом (используя объект Canvas) рисует на экране шахматную доску.

Вариант 17.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Программирование элементов анимации (динамической графики).

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Даны два множества символов A и B. Построить и вывести разности этих множеств (A-B и B-A).

 

Уровень II (4 балла).

Составить программу для перевода целого числа из 10-й системы счисления в 2-ю.

 

Уровень III (6 баллов).

Составить программу, которая определяет, принадлежит ли точка с заданными координатами (x, y) заштрихованной области (включая границы) координатной плоскости. Программно выполнить чертеж.

Вариант 18.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Отображение на форме графических и текстовых файлов.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Даны два множества символов A и B. Построить и вывести пересечение этих множеств.

 

Уровень II (4 балла).

Составить программу для перевода целого числа из 8-й системы счисления в 10-ю.

 

Уровень III (6 баллов).

Разработать приложение, в котором имитируется полет птицы над лесом (лес получить путем рисования одного "дерева" в цикле).

Вариант 19.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Проектирование и отображение графиков и диаграмм в Delphi.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Задан текст, в котором предложения заканчиваются только точкой, восклицательным знаком или вопросительным знаком. Определить количество предложений в тексте.

 

Уровень II (4 балла).

Составить программу для перевода целого положительного числа из 2-й системы счисления в 10-ю.

 

Уровень III (6 баллов).

Дана строка, состоящая из слов, разделенных одним, или несколькими пробелами. Преобразовать строку, переписав в ней каждое слово в обратном порядке.

Вариант 20.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Формирование изображений в Delphi программным способом. Общий обзор. Свойства объекта Canvas.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Задан текст, в котором предложения заканчиваются только точкой, восклицательным знаком или вопросительным знаком. Определить каких предложений в тексте больше всего: обычных, вопросительных, или восклицательных.

 

Уровень II (4 балла).

Дан текст (массив строк). Составить программу, которая в каждой строке текста определяет номер позиции последней точки.

 

Уровень III (6 баллов).

Составить программу для перевода вещественного числа из 16-й системы счисления в 2-ю.

 

Вариант 21.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Методы объекта Canvas для рисования прямых, ломаных и кривых линий, геометрических фигур, закраски, управление цветами.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Задан текст, в котором встречаются числа 1, 2, 3. Заменить их римским написанием I, II, III.

 

Уровень II (4 балла).

Дана строка текста, в которой встречаются как русские, так и латинские буквы (заглавные и прописные). Выписать из строки только русские буквы в алфавитном порядке, не повторяясь.

 

Уровень III (6 баллов).

Составить программу для перевода вещественного числа из 16-й системы счисления в 4-ю.

Вариант 22.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Окна диалога и их управляющие элементы: управляющие кнопки, текстовые надписи, однострочный и многострочный редактор текста.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Задан текст, в котором встречаются римские числа I, II, III. Заменить их обычным написанием 1, 2, 3.

 

Уровень II (4 балла).

Составить программу, которая определяет, принадлежит ли точка с заданными координатами (x, y) заштрихованной области (включая границы) координатной плоскости. Программно выполнить чертеж.

Уровень III (6 баллов).

Изобразить вращение отрезка вокруг одного из его концов.

Вариант 23.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Окна диалога и их управляющие элементы: независимые и зависимые переключатели, кнопки для увеличения и уменьшения числовых значений, список, выпадающий список, таймер, календарь.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Задан текст, который представляет собой номер телефона в произвольном написании, т.е. может содержать буквы и знаки. Преобразовать текст, оставив в нем только цифры.

 

Уровень II (4 балла).

Составить программу вычисления таблицы значений функции y = bcos(x) –sin3(x) и построить ее график при изменении x от x0 до xn с шагом dx.

 

Уровень III (6 баллов).

Разработать приложение, в котором осуществляется перемещение стилизованного (упрощенного) человечка в горизонтальном и вертикальном направлении при нажатии соответствующих клавиш курсора.

Вариант 24.

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Способы вывода графической информации в Delphi.

4 балла.

 

2. Разработать приложение в среде Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I (2 балла).

Задан текст, в котором встречаются числа 1, 2, 3. Заменить их словами один, два, три.

 

Уровень II (4 балла).

Сформировать на экране таблицу ASCII таким образом, чтобы в ней были представлены все отображаемые символы кодовой страницы и их числовые коды.

 

Уровень III (6 баллов).

Разработать приложение, в котором отображается вращение треугольника вокруг одной из его вершин.