Delphi. Лабораторная работа № 8. (4 часа).

«Программирование с использованием множеств».

Цели:

  • Научиться применять тип данных множество для записи сложных условий при обработке данных;
  • Научиться программировать алгоритмы преобразований чисел из одной системы счисления в другую;
  • Закрепить навыки обработки массивов и строковых данных.

 

Ход работы:

1. Изучить (повторить) теоретический материал:

 

2. В состав задания входит две задачи, каждая из которых оценивается в 5 баллов.

    При решении 1-й задачи (операции над множествами) надо обязательно применить тип данных множество.

    При решении 2-й задачи (перевод чисел из одной системы счисления в другую) в некоторых вариантах можно    обойтись без применения множеств.

    Во 2-й задаче исходное число задано как строка символов. Необходимо проверить, может ли данная строка являться числом в указанной системе счисления. Если нет, то вывести соответствующее сообщение. Данная возможность программы оценивается в 1 балл.

    Если во 2-й задаче реализован перевод только целых положительных чисел, то она оценивается в 3 балла.

    Если во 2-й задаче реализован перевод любых чисел (положительных или отрицательных, целых или дробных), то она оценивается в 5 баллов. Разделитель между целой частью и дробной - запятая.

3. Выбрать из списка номер вашего варианта и прочитать условия задач:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

4. Если возникли вопросы по условиям задач, задайте их преподавателю.

5. Скачать, распаковать, открыть и внимательно изучить примеры: Пример-1; Пример-2.

6. Разработать и протестировать приложения для решения задач своего варианта.

7. Оформить отчет по лабораторной работе. Для этого следует в строке заголовка главной формы записать:

"ЛР N. Вариант N. Группа. Фамилия Имя." В начале программного модуля главной формы записать как комментарий:

 

8. Сдать преподавателю выполненную работу:

 

9. Оценки по проверенным работам можно посмотреть в электронном журнале:


Индивидуальные задания

Вариант 1.

1. Задана строка текста на русском языке. Выписать все гласные буквы (заглавными, в том же порядке, как они следуют в строке, не повторяясь), которые входят в данный текст.

Пример - Исходная строка: "А решу ка я эту задачу сам!" => Результат: "АЕУЯЭ".

 

2.  Составить программу для перевода числа из 2-й системы счисления в 10-ю.

Вариант 2.

1. Задана строка текста на русском языке. Выписать все гласные буквы (прописными, в алфавитном порядке, не повторяясь), которые входят в данный текст.

Пример - Исходная строка: "А решу ка я эту задачу сам!" => Результат: "аеуэя".

 

2.  Составить программу для перевода числа из 2-й системы счисления в 8-ю.

Вариант 3.

1. Дана строка, состоящая из букв, цифр и знаков. Выписать из строки только цифры (в том же порядке, как они следуют в строке, не повторяясь).

Пример - Исходная строка: "Мой тел.: (8-033)-7244570" => Результат: "8037245".

 

2.  Составить программу для перевода числа из 2-й системы счисления в 16-ю.

 

Вариант 4.

1. Дана строка, состоящая из букв, цифр и знаков. Выписать из строки только цифры (в порядке возрастания, не повторяясь).

Пример - Исходная строка: "Мой тел.: (8-033)-7244570" => Результат: "0234578".

 

2.  Составить программу для перевода числа из 8-й системы счисления в 2-ю.

 

Вариант 5.

1. Дана строка, состоящая из слов, разделенных пробелом. Определить количество слов, в которых более трех гласных букв.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 8-й системы счисления в 10-ю.

Вариант 6.

1. Дана строка текста, в которой встречаются как русские, так и латинские буквы (заглавные и прописные). Выписать из строки только латинские буквы в том же порядке, как они следуют в строке, не повторяясь.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 8-й системы счисления в 16-ю.

Вариант 7.

1. Дана строка текста, в которой встречаются как русские, так и латинские буквы (заглавные и прописные). Выписать из строки только русские буквы в алфавитном порядке, не повторяясь.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 10-й системы счисления в 2-ю.

Вариант 8.

1. Заданы массивы A и B целых чисел со значением элементов от 0 до 255. Построить массив C, состоящий из тех чисел, которые есть в A, но нет в B.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 10-й системы счисления в 8-ю.

Вариант 9.

1. Заданы массивы A и B целых чисел со значением элементов от 0 до 255. Построить массив C, состоящий из тех чисел, которые есть в B, но нет в A.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 10-й системы счисления в 16-ю.

Вариант 10.

1. Заданы массивы A и B целых чисел со значением элементов от 0 до 255. Построить массив C, состоящий из тех чисел, которые есть или в A, или в B.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 16-й системы счисления в 2-ю.

Вариант 11.

1. Дана строка, состоящая из русских слов. Определить общее количество гласных букв в строке.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 4-й системы счисления в 2-ю.

Вариант 12.

1. Дана строка, состоящая из букв и цифр. Определить общее количество букв в строке.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 4-й системы счисления в 8-ю.

Вариант 13.

1. Дана строка, состоящая из букв и цифр. Определить количество четных и нечетных цифр.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 4-й системы счисления в 10-ю.

Вариант 14.

1. Дана строка, состоящая из русских слов, разделенных пробелом. Определить слово, с наименьшим количеством гласных букв.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 4-й системы счисления в 16-ю.

 

Вариант 15.

1. Дана строка, состоящая из русских слов, разделенных пробелом. Определить слово, с наибольшим количеством гласных букв.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 2-й системы счисления в 4-ю.

Вариант 16.

1. Дан прямоугольный массив чисел A (из n строк и m столбцов) со значением элементов от 0 до 255 (заполнить случайными числами). Из массива выбираются два любые столбца. Построить линейный массив B, состоящий из чисел, которые входят и в 1-й, и во 2-й выбранный столбец.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 8-й системы счисления в 4-ю.

 

Вариант 17.

1. Дано два слова. Выписать буквы, которые есть и в 1-м, и во 2-м слове.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 10-й системы счисления в 4-ю.

 

Вариант 18.

1. Дано два слова. Выписать буквы, которые есть в 1-м, но нет во 2-м слове.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 16-й системы счисления в 4-ю.

Вариант 19.

1. Дана строка-предложение на русском языке. Определить суммарное количество содержащихся в строке знаков (не букв, цифр и пробелов).

 

2.  Составить программу для перевода числа из 12-й системы счисления в 10-ю.

Вариант 20.

1. Дано два слова. Выписать буквы, которые есть во 2-м, но нет в 1-м слове.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 10-й системы счисления в 12-ю.

Вариант 21.

1. Даны два множества символов A и B. Построить и вывести объединение этих множеств.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 12-й системы счисления в 2-ю.

Вариант 22.

1. Даны два множества символов A и B. Построить и вывести разности этих множеств (A-B и B-A).

 

2.  Составить программу для перевода числа из 2-й системы счисления в 12-ю.

Вариант 23.

1. Даны два множества символов A и B. Построить и вывести пересечение этих множеств.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 12-й системы счисления в 16-ю.

 

Вариант 24.

1. Даны два множества символов A и B. Проверить их равенство (неравенство), а также определить является ли одно множество подмножеством (или надмножеством) другого.

 

2.  Составить программу для перевода числа из 16-й системы счисления в 12-ю.